Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Намеренное ухудшение жилищных условий

Добрый день. Я действующий военнослужащий. В 2009 году был признан нуждающимся в жилом помещении. На данный момент получил извещение о распределении жилого помещения. Сотрудниками Департамента жилищного обеспечения МО РФ был отправлен запрос в ЕГРП о наличии собственности военнослужащего и членов его семьи. У меня обнаружилась собственность сроком владения один месяц (данная собственность появилась у меня в следствие дарственной от бабушки, потом я ее продал в течение одного месяца). Вопрос: является ли эти действия ухудшением жилищных условий (УЖУ), которые ведут к доплате за квадратные метры данной квартиры?

Здравствуйте. В соответствии с п. 2 “Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма”, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) “О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений”, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются – действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке – родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак*;

Примечание ЮК “СТРАТЕГИЯ”: *(Верховный Суд РФ считает, что лишь в случае расторжения договора социального найма в связи с выездом супруги в другой населенный пункт к месту прохождения военнослужащим военной службы при вступлении с ним в брак, такие действия не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. См. позицию Верховного Суда РФ по данной норме, изложенной в абз. 3 п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”).

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Евгений, отчуждение Вами указанного жилого помещения является действием по намеренному ухудшению жилищных условий, в связи с чем Вы можете быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа.

© 2016 Юридическая компания “СТРАТЕГИЯ” © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК “Стратегия” награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы – в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Намеренное ухудшение жилищных условий

Проблемы с жильем можно решить разными способами, одним из которых является постановка на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как у многих людей есть нормальное жилье, и оно вполне подходит для комфортного проживания, у них возникает идея сознательно ухудшить жилищные условия для того, чтобы получить квартиру получше. Насколько это реально и какие есть особенности у данной процедуры – читайте в этой статье.

Понятие намеренного ухудшения

Намеренное (умышленное) ухудшение жилищных условий кратко описано в ст.53 Жилищного Кодекса РФ. В основе лежит желание получить более комфортное жилье за счет государства. Так, например, если стать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно претендовать на новую квартиру по договору социального найма. А потом ее можно без особых проблем приватизировать по закону.

В то же время, рассматривается именно намеренное ухудшение условий с целью стать на учет. К сожалению, в законодательстве нет четкого описания того, что именно может считаться (или не может считаться) намеренным ухудшением жилищных условий. Этот элемент отдан на откуп местному законодательству в каждом отдельном регионе.

На практике, если ситуация четко нигде не описана, то конечное решение принимается в индивидуальном порядке. Иногда – на этапе обращения в местную администрацию с целью постановки на учет, но чаще всего – в суде.

Основной и важный элемент, являющийся подтверждением ухудшения гражданами своих жилищных условий – это намерение/умысел. Одно дело, если человек по определенным причинам (свадьба, рождение ребенка и так далее) прописывает в своей квартире других людей (жену, ребенка и так далее) и совсем другое, если собственник квартиры специально прописывает в своем жилье всех, до кого только может дотянутся.

В первом случае человек получает право на улучшение жилищных условий, так как ухудшение произошло по вполне логичным причинам (проживание вместе с женой, рождение ребенка, которого тоже нужно прописать и так далее). Во втором случае такие действия могут расцениваться как сознательное ухудшение жилищных условий со всеми вытекающими отсюда последствиями (о последствиях см.ниже).

Способы ухудшения жилищных условий

Основные способы ухудшения условий жизни, которые могут быть признаны умышленными при постановке на учет для получения жилья:

  • Изменение статуса недвижимости. В частности – превращение жилья в нежилое помещение. Это явно сознательное действие. Если владельцу больше негде жить, то может рассматриваться как умышленное ухудшение условий.
  • Уменьшение жилой площади недвижимости. Это может быть, например, превращение зала или спальни в большую кладовку или гардеробную. Подобных вариантов может быть множество, однако они крайне редко рассматриваются как ухудшение условий проживания и, что в данном контексте более важно, такие действия и не являются, фактически, ухудшением. Дело в том, что сейчас при определении площади жилья, приходящегося на каждого из прописанных лиц, используется не жилая, а общая площадь квартиры. Таким образом, администрации будет все равно, как используются помещения и какой они имеют статус до тех пор, пока недвижимость остается жилой.
  • Отказ от заключения договора социального найма. Некоторые лица уже даже после постановки на учет хотят получить не просто какое-то жилье, а очень хорошую квартиру. Как следствие, они могут отказаться заключать договор социального найма, если предложенная квартира их не устраивает. Такие действия считаются умышленными и не дают права требовать чего-то лучшего.
  • Нарушение условий договора социального найма или нарушение условий проживания в квартире. Чаще всего в таких ситуациях подразумевается неоплата коммунальных услуг на протяжении долгого срока (от нескольких месяцев до нескольких лет). В результате владелец/жилец квартиры будет выселен из занимаемой им недвижимости при расторжении договора социального найма в одностороннем порядке или при аресте квартиры. Оба варианта действий также являются умышленными. Исключение составляют ситуации, когда человеку действительно нечем платить за коммуналку и он может это доказать.
  • Прописка новых жильцов. Это самая распространенная и спорная схема. С одной стороны, нельзя назвать умышленными действия, когда собственник квартиры прописывает своих родителей, родственников, жену, ребенка и так далее. Особенно если им больше негде жить. С другой стороны, чаще всего для намеренного ухудшения жилищных условий используется именно эта схема: собираются все доступные родственники и прописываются в одной квартире. Так как количество занимаемой площади будет меньше любой нормы, появляется возможность стать на учет. Подобные ситуации обычно рассматриваются в индивидуальном порядке. Кроме того, в некоторых регионах действуют строгие правила, определяющие, вселение каких лиц и при каких условиях является умышленным или неумышленным действием.
  • Жилья или его продажа с получением квартиры меньшей площади. Самый простой пример: продажа двухкомнатной квартиры с последующим приобретением однокомнатной. Формально – жилищные условия ухудшились, но фактически человек пошел на такую сделку сам, а значит все сделал умышленно. Исключение делается только для отдельных ситуаций, когда продажа была вынужденным шагом.

Ухудшение жилищных условий:

Каждая ситуация с преднамеренным ухудшением жилищных условий может рассматриваться индивидуально, ведь обстоятельства могут быть очень отличающимися друг от друга. Ниже приведено несколько самых распространенных вариантов.

Несовершеннолетнего ребенка

Специально ухудшить условия жизни ребенка – очень сложная задача. За этим следят органы опеки. Так, например, не получится без их разрешения продать жилье, выписать ребенка и, в некоторых случаях, вписать нового жилья без веских на то оснований. Как следствие, проблемы именно с детьми возникают крайне редко.

Военнослужащих

При постановке на учет для получения ЕСВ (единовременных социальных выплат) военным также нередко возникают проблемы. К счастью, в данном случае следует опираться на приказ Министерства Обороны №1280. В нем достаточно детально описано все, что может или не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

Считается намеренным ухудшением:

  • Продажа или обмен квартиры, в результате чего площадь каждого из прописанных лиц падает ниже установленной нормы.
  • Специальная неуплата коммунальных услуг, порча общедомового имущества и другие антисоциальные действия, в результате которых возникает угроза выселения жильца.
  • Заключение фиктивного брака с последующей регистрацией «супруги/супруга» в квартире для постановки на учет.
  • Специальное расторжение брака с выделением долей в квартире бывшей супруге/супругу и детям. Предполагается именно фиктивный вариант, а не выполнение подобных действий по решению суда или в соответствии с условиями ранее заключенного брачного контракта (последнее – под вопросом, может быть рассмотрено и как фиктивный брак с сознательным заключением изначально невыгодного брачного контракта).

Не считается намеренным ухудшением:

  • Регистрация ребенка или второго супруга.
  • Отсутствие места для проживания (фактическое отсутствие квартиры по уважительным причинам).
  • Проблемы с жильем по причинам, которые не зависят от заявителя (дом с предыдущей квартирой признан аварийным, был уничтожен и так далее.

Молодых семей

Существует специальная государственная программа, позволяющая молодым семьям (возраст до 35 лет) получить квартиру на льготных условиях (меньше ставка по кредиту, погашение части долга государством и так далее). Важная особенность – молодая семья должна действительно нуждаться в жилье. По этой причине некоторые родители сознательно идут на различные махинации, чтобы показать, что дети действительно нуждаются в квартире. Это может быть, например, аннулированная прописка мужа или жены, регистрация в квартире родителей других родственников и так далее.

Читайте также:  Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Является ли намеренным ухудшением жилищных условий:

Выделяются некоторые намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, которые могут стать причиной для постановки на учет. Рассмотрим их подробнее.

Развод

После развода в квартире, где обитала семья, обычно остается тот человек, которому это жилье принадлежало до брака. Исключение составляют ситуации, при которых квартиру приходится делить или продавать с последующим разделом вырученной суммы. В данной ситуации все очень индивидуально.

Так, например, если семья действительно распалась и супруг/супруга не имеет места для проживания, он/она получает право на постановку на учет. С другой стороны, если развод с разделом имущества был сознательным и специальным, выполненным только для того, чтобы получить новое жилье, то такие действия будут признаны умышленными.

Отказ от наследства

Отказ от наследства практически никогда не рассматривается как ухудшение жилищных условий. Во-первых, наследник принимает такое решение самостоятельно. А во-вторых, если он не проживает в той квартире, которая может перейти к нему по наследству, то ни о каком ухудшении жилищных условий речь вообще не идет.

Отказ от приватизации

Добровольное участие в приватизации – это обязательное условие. Если человек специально отказывается от части имущества, он, фактически, ничего не теряет: он сохраняет за собой право на бесплатную приватизацию квартиры в дальнейшем и, кроме этого, получает право пожизненного проживания в этой же квартире, вне зависимости от того, кто становится ее собственником. Как следствие, никакого ухудшения условий не происходит, а значит не возникает и право постановки на учет.

Отказ во включении в список сирот

Про закону, каждая сирота имеет право на бесплатное жилье от государства. Для этого нужно стать в специальную очередь. Этого можно и не делать, однако участие не является обязательным. Потому отказ от участия не считается основанием для постановки на учет.

Что не считается намеренных ухудшением жилищных условий

Как уже было сказано ранее, в федеральном законодательстве нет конкретного перечня причин и оснований, считающихся или не считающихся сознательным ухудшением жилищных условий. Но подобные нормы есть в разных регионах (пусть и не во всех). Примерный список различных действий, признанных в качестве намеренного ухудшения условий:

  • Обмен или продажа недвижимости.
  • Нарушение условий проживания (например, неуплата коммунальных услуг).
  • Расторжение брака или другой вариант изменение состава семьи.
  • Регистрация в квартире третьих лиц.
  • Раздел квартиры между несколькими собственниками.
  • Расторжение договора социального найма по требованию жильца.
  • Изменение статуса недвижимости (перевод в нежилое состояние).
  • Выход из кооператива с соответствующим получением пая.

Последствия

Основное последствие, также рассматриваемое как срок давности – это ограничение для постановки на учет. Так, исходя из указанной в начале этой статьи ст.53 ЖК РФ, если будет выявлено умышленное ухудшение условий, то заявитель теряет право на постановку на учет сроком на 5 лет.

Судебная практика

В связи с тем, что не существует строгого регулирования действий и порядков, каждый суд рассматривает заявление индивидуально и руководствуется действующей практикой, разъяснениями вышестоящих инстанций, а также местным законодательством. Это значит, что в каждом отдельном случае результат может серьезно различаться. Пара примеров из судебной практики:

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Дела по намеренному ухудшению жилищных условий

Дела по намеренному ухудшению жилищных условий

Re: Намеренное ухудшение жилищных условий

“Как следует из содержания ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.”
А если причиной продажи является невозможность гасить займы (кредиты, долги)за приобретенное жилье, всвязи с предстоящим увольнением и потерей постоянного зароботка? Где социальные гарантии увольняемых? Почему изначально забывается обещание обеспечения ЖП со стороны МО? И почему в первую очередь поднимают ЖК РФ, а не ФЗ О Статусе, всеже мы жили по этому закону, но как увольнять, так по ЖК?

Добавлено спустя 32 минуты 9 секунд:

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток декабря 2010 г.

Тихоокеанский флотский военный суд в составе:
председательствующего …….
Судей……
при секретаре…….
рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на
решение 35 гарнизонного военного суда от октября 2010 года по
заявлению старшего матроса контрактной службы Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи……. флотский военный суд

установил:
Решением гарнизонного суда оставлено без удовлетворения заявление
Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и
жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее
нуждающейся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной
службы месте жительства – г, П-К.

В кассационной жалобе Золотая рыбка выражает несогласие с решением
суда, проект его отменить и принять новое решение об удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на положения ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст, 50-57 Жилищного
кодекса РФ указывает, что продажа занимаемого ранее ею и членами ее
семьи жилого помещения в г. В. не может являться основанием
для отказа в признании ее нуждающейся в получении жилого помещения в
другом населенном пункте – г. П-К
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в
кассационной жалобе, флотский’ военный суд находит решение суда
подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств,
имеющих значение для дела»
Отказывая в удовлетворении требований Золотой рыбки, гарнизонный суд
указал в решении, что поскольку заявитель была обеспечена жилой
площадью по установленным нормам, однако продала имеющееся жилое
помещение, то есть сознательно и добровольно ухудшила свои жилищные условия5 то отказ жилищной комиссии войсковой части 00000 в постановке
ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является
обоснованным.
Как видно из материалов дела, Золотая рыбка проходит военную службу в
распоряжении командира войсковой части 00000 в г. В. и, имея
выслугу в календарном исчислении более 10 лет, планируется к увольнению
с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.
Также из представленных материалов усматривается, что
двухкомнатная квартира по адресу: г. В.
была приобретена мужем заявителя в 2000 году после заключения с ним в
1998 году брака Золотой рыбки. После этого в декабре 2004 года указанная
квартира была обменена на трехкомнатную квартиру родственников
заявителя по адресу: г, В. А в 2009 году продана мужем Золотой рыбки , а семья заявителя
осталась проживать в указанной квартире по договору найма.
Решением жилищной комиссии войсковой части 00000(протокол от 30
сентября 2010 года №00), утвержденным командиром указанной воинской
части 1 октября 2010 года, Золотой рыбке и членам ее семьи отказано в принятии
и постановке на автоматизированный учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях.
Вместе- с тем в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность
военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений. При желании указанных
военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с
военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному
месту постоянного жительства в порядке^ предусмотренном пунктом 14
статьи 15 настоящего Федерального закона,
Анализ приведенных нормативных предписаний позволяет сделать
вывод о том5 что избрание военнослужащим соответствующей категории
места жительства, не совпадающего с его последним местом службы,
является самостоятельным правовым основанием для его признания
нуждающимся в улучшении жилищных условий в этом избранном месте
жительства.
Согласно т 14 ст. 15 Федерального закона «О . статусе
военнослужащих» в редакции, действующей с 1 января 2005 года,
обязанность обеспечения лиц, увольняемых с военной службы, жилыми
помещениями по избранному ими после увольнения в запас месту
жительства независимо от обеспеченности их жилым помещением по последнему месту службы возложена на федеральные органы
исполнительной власти, в которых они проходили военную службу.
Следовательно, с 1 января 2005 года обязанность учета
военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по последнему месту
службы и выразивших желание быть обеспеченными таковым по избранному
после увольнения по возрасту, болезни или организационно-штатным
мероприятиям при наличии выслуги более 10 лет месту жительства,
возложена на соответствующие органы того федерального органа
исполнительной власти, в котором они проходили военную службы.
Применительно к Министерству обороны таковыми являются
жилищные КОМИССИЙ воинских частей и соответствующие квартирно-
эксплуатационные и морские инженерные службы, поскольку именно этими
органами данные военнослужащие после увольнения в запас и будут
обеспечиваться жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Следовательно, вопреки выводам в судебном решении, жилищная
комиссия и командир части не имели права отказать Золотой рыбке, имеющей выслугу свыше 10 лет и увольняемой с военной службы по организационно- штатным мероприятиям, в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства в г. П.-К. лишь по тому основанию, что она была обеспечена жильем по месту службы в г. В,
Более того, из материалов дела видно, что заявитель в период
прохождения военной службы жилой площадью от МО РФ не
обеспечивалась, государственного жилищного сертификата, как и
безвозмездной ссуды на приобретение и строительство жилья, не получала.
При таких обстоятельствах без исследования вопроса обеспеченности
Золотой рыбки жильем по избранному ею после увольнения постоянному месту
жительства выводы гарнизонного суда о правомерности отказа жилищной
комиссии войсковой части 00000 в постановке Золотой рыбки на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий являются
преждевременными.
Поскольку гарнизонный военный суд неправильно определил
обстоятельства, имеющие значение для деда, судебное решение подлежит
отмене па указанным основаниям, с направлением дела на новое
рассмотрение для устранения допущенных нарушений и принятия законного
и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. 361, п I ч. 1 ст. 362, ст. 366 ‘ГПК РФ, флотский,
военный суд

определил:
Решение 35 гарнизонного военного суда от октября 2010 года по
заявлению старшего матроса контрактной службы Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее нуждающейся в жилом помещении, отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно: Судья Тихоокеанского
флотского военного суда……..

Председательствующий по делу судья Котляренко В.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № КГ- 562

31 марта 2011 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего – Романова В.С.,
судей: Батаева А.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Шалимовой М.Д., с участием заявителя Драваленко С.Б. и военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Кузнецовой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2011 года, согласно которому частично удовлетворено заявление майора запаса Драваленко С. Б. об оспаривании действий командира войсковой части 000, связанных с представлением заявителя к увольнению с военной службы и исключением из списков личного состава этой воинской части.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Как видно из решения суда и материалов дела, Драваленко в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), приказом командира войсковой части 000 от 18 ноября 2010 года № 232 с 31 декабря того же года был исключен из списков личного состава этой воинской части без обеспечения жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы в городе Воронеже, денежным довольствием, а также предметами вещевого имущества.
Полагая свои права нарушенными, Драваленко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части 000 по оформлению документов к досрочному увольнению его с военной службы, а также приказ указанного воинского должностного лица от 18 ноября 2010 года № 232 об исключении его из списков личного состава этой воинской части и обязать это должностное лицо восстановить его в этих списках до обеспечения жилым помещением по установленным нормам и всеми положенным видами довольствия.
Кроме того, заявитель просил взыскать с войсковой части 000 в его пользу понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за обращение с заявлением в суд в размере 200 рублей.
Судом первой инстанции заявление Драваленко удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части 000, связанные с необеспечением заявителя положенным вещевым имуществом при исключении его из списков личного состава воинской части, и обязал командира этой воинской части выдать Драваленко положенное ему вещевое имущество.
Кроме того, суд взыскал с войсковой части 000 в пользу Драваленко судебные расходы в размере 200 рублей за уплату государственной пошлины при обращении с заявлением в суд.
В удовлетворении остальных требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда в части отказа в удовлетворении его требований отменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции по тем основаниям, что в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации он имеет право на жилище, однако в нарушение требований статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был уволен с военной службы без предоставления ему жилья по нормам жилищного законодательства.
Ссылаясь на статью 27 Конституции Российской Федерации, обращает внимание на то, что он имеет право свободно передвигаться по территории Российской Федерации, выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, по мнению автора кассационной жалобы, он правомерно отказался от предоставленной ему квартиры, расположенной по адресу: 000, кв. 88, общей площадью 54.4 кв.м., поскольку она находится в экологически неблагополучном районе города 000, и её рыночная стоимость значительно ниже аналогичного жилья в других районах города.
Обращает внимание на то, что при исключении из списков личного состава воинской части он не был обеспечен в полном объеме предметами вещевого имущества. Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Из имеющейся в материалах дела накладной следует, что заявителю не выдано незначительное количество предметов вещевого имущества.
Таким образом, вопреки мнению, выраженному в кассационной жалобе, суд правомерно отказал Драваленко в удовлетворении требования об отмене приказа командира войсковой части 000 от 18 ноября 2010 года № 232 и восстановлении его в списках личного состава этой воинской части до обеспечения вещевым имуществом, поскольку неполучение заявителем незначительного количества предметов вещевого имущества не может являться достаточным основанием для восстановления его в списках личного состава воинской части.
Возлагая на командира войсковой части 000 обязанность обеспечить Драваленко положенными ему предметами вещевого имущества, суд правомерно руководствовался разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» о том, что в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Согласно материалам дела решением жилищной комиссии войсковой части 000 от 29 мая 2010 года (протокол № 9) Драваленко на состав семьи три человека (он, жена, сын) была распределена 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: 000, кв. 88, общей площадью 54,4 кв.м. Рапортом от 29 мая 2010 года заявитель отказался от получения названного жилого помещения, поскольку оно находится в экологически неблагополучном районе города 000.
Каких-либо документов, указывающих на то, что названное жилое помещение находится в экологически неблагополучном районе города 000 в материалах дела не имеется и заявителем суду не представлено, как и не имеется документов, указывающих на невозможность проживания в этом жилом помещении.
При таких данных, вопреки мнению, выраженному в кассационной жалобе, суд правомерно пришел к выводу о том, что у командира войсковой части 000 не имелось каких-либо препятствий для представления Драваленко к увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), поскольку он отказался от получения жилого помещения по месту прохождения военной службы в городе Воронеже, распределенного ему по установленной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норме предоставления площади жилого помещения.
Кроме того, Драваленко в настоящее время состоит в списке очередников на получение жилья в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что он в нарушение требований статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» неправомерно уволен с военной службы, не может быть принята во внимание, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу являлись действия воинских должностных лиц, связанные с представлением заявителя к увольнению с военной службы, а не приказ командира войсковой части 09436 от 8 июля 2010 года № 066 об увольнении Драваленко с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Согласно протоколу судебного заседания Драваленко пояснил, что был согласен с увольнением с военной службы по названному основанию.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор кассационной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, абз. 2, и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2011 года по заявлению Драваленко С. Б. оставить без изменения, а его кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи

Читайте также:  Заявление на улучшение жилищных условий

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Здравствуйте! Муж находится за штатом с 2009 по ОШМ, выслуга более 10 лет. На меня в 2004 годубыла приватизирована квартира, около 54 кв.м., которую я подарила маме в 2011 году. На момент приватизации, мы женаты не были. Сейчас прописаны при части с 2 разнополыми детьми. На днях нам позвонили из регионжилья для того, чтобы мы заполнили новую форму заявления и предоставили выписку из домовой книги за последние 5 лет. В части мы прописаны 5 лет. Вопрос следующий: могут ли отказать мужу в получении жилья на него и детей, т.к. у меня была квартира и я намеренно ухудшила свои жилищные условия? В новом заявлении указывать данные по той квартире?

Ответы юристов ( 5 )

Нет, данная квартира не может где то фигурировать и на основании сделки с ней не могут признать военнослужащего ухудшившем свои жилищные условия.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых
помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно частям 1 и 2 ст. 31 того же Кодекса к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет| в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Читайте также:  Государственные программы для улучшения жилищных условий

Поэтому если такой отказ будет он незаконен, его надо будет обжаловать.

Как определить намеренное ухудшение жилищных условий и к чему оно приведет: ЖК РФ и судебная практика в 2020 году

Сегодня намеренное ухудшение жилищных условий используют для получения недвижимости в пользование с помощью государственных программ. После подтверждения недостатка площади по нормативам на человека появляется возможность встать в очередь. Чтобы исключить возникновение проблем в ходе реализации подобных планов рекомендуется ознакомиться с действующим законодательством и судебной практикой.

Что это такое

С целью решения жилищных проблем необходимо стать на учет в муниципалитете. Однако местным властям приходится решать задачи расселения аварийного и пришедшего в негодность по естественным причинам жилья. Этим объясняется не только большое количество очередников, но и условия включения в список.

Базовое требование – недостаток квадратных метров в имеющемся объекте недвижимости. Каждый регион устанавливает собственные нормативы. Кроме действительного закон устанавливает понятие преднамеренного ухудшения жилищных условий. О нем без подробного пояснения упоминается в ЖК РФ (статья 53).

С учетом отсутствия четких определений в федеральном законодательстве субъекты РФ утверждают собственные правила. По состоянию на 2020 г. в 15 регионах действуют нормативы учета граждан, соответствующих данной категории.

Главным признаком намеренного ухудшения жилищных условий является наличие целевого умысла для получения недвижимости (государственной материальной помощи). Соответствующие намерения подтверждает отсутствие нужды в дополнительной площади до выполнения определенных действий. Также учитывают факт действительного ухудшения условий для проживания, что стало основанием для получения господдержки.

Что считается ухудшением условий

Следующий перечень поясняет, что может быть признано намеренным, умышленным ухудшением жилищных условий:

  • регистрация (постоянная) еще одного или нескольких человек в объекте недвижимости;
  • юридическое разделение лицевых счетов и долей с переоформлением прав собственности в базе данных «Росреестра»;
  • переселение по решению судебных инстанций в помещение с худшими потребительскими характеристиками;
  • продажа, дарение, иной вид передачи прав собственности с внесением изменений в ЕГРН;
  • официальный отказ от заключения договора социального найма с муниципалитетом;
  • изменение действующего статуса отдельный частей жилой недвижимости.

Последний пункт можно рассмотреть подробно. Если расширить коридор, кухню, кладовую или санузел за счет комнат, можно уменьшить жилую площадь (общую и в расчете на одного человека). После утверждения проекта и перепланировки появятся условия для постановки на учет в очереди для нуждающихся лиц. Такие действия при отсутствии веских доказательств особой необходимости считаются намеренным ухудшением жилищных условий.

Военнослужащие

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих определяет приказ № 1280 Минобороны от 30.09.2010г. В соответствии с ним намеренным может быть признано вселение близких родственников (с постоянной регистрацией по соответствующему адресу), если эти лица:

  • являлись собственниками объектов недвижимости;
  • не выполнили процедуры по прекращению владения (пользования) жилыми помещениями.

В перечень намеренных действий включены также следующие позиции:

  • заключение брака в фиктивном виде с целью последующей прописки супруги;
  • аналогичные действия в ходе развода, подразумевающие выделение долей недвижимости взрослым членам семьи и детям;
  • оформление военным дарения, продажи, обмена, других сделок по отчуждению недвижимости (полной или части площади);
  • нарушение эксплуатационных правил.

Отдельно приведены ситуации, которые не считаются намеренным ухудшением жилищных условий:

  • регистрация детей или других близких родственников сделана в полном соответствии с требованиями действующих федеральных законов либо по соответствующему судебному решению;
  • объект недвижимости военнослужащего или супруги (в собственности/ пользовании) является аварийным объектом;
  • здание подлежит сносу в плановом порядке.

Молодая семья

Государственные программы поддержки молодых семей действуют на федеральном и региональном уровнях. Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий, выясняют с учетом особенностей определенной программы. В общем случае намеренными действиями могут быть признаны:

  • заключение (расторжение) брака с уменьшением доли собственности и возникновением прав на получение субсидий;
  • дарение, другие формы отчуждения собственности с регистрацией в «Росреестре»;
  • постоянная регистрация третьих лиц по адресу жилья без достаточных законных оснований.

Несовершеннолетние

При разводе недвижимость распределяется поровну, если иное не было определено в тексте брачного договора. Однако в любом случае несовершеннолетние дети сохраняют права пользования (собственности) в том числе и возможность прописки у любого из родителей. Следует подчеркнуть, что на подобные ситуации не распространяются типовые требования соблюдения норм жилой площади на одного человека.

К сведению! Нарушения контролируют и пресекают органы опеки и попечительства. В некоторых ситуациях они могут блокировать изменение прав собственности в ЕГРН запретительной записью.

Что считается намеренным ухудшением жилищных условий, а какая ситуация – нет, можно рассмотреть на конкретном примере:

  • семья (3 чел.) проживает в квартире площадью 56 м кв.;
  • если в регионе не установлено иное значение, при стандартном нормативе 18 кв. м на человека этого недостаточно для постановки на учет (18*3=54 кв. м).;
  • после прописки дочери жены от предыдущего брака созданы условия для получения льгот: (18*4=72 кв. м);
  • такие действия могут быть признаны намеренным ухудшением жилищных условий.

Чтобы доказать обратное, необходимо предоставить убедительные доводы. К таковым относится отсутствие:

  • другого родителя;
  • опекунов;
  • иного места для проживания ребенка в нормальных условиях.

Является ли отказ от приватизации намеренным ухудшением

Отказ человека, пользующегося недвижимостью по договору социального найма, приватизировать имущество не является намеренным действием по ухудшению жилищных условий. Для постановки на учет муниципальные органы руководствуются стандартными правилами и нормативами площади.

К сведению! При плановом сносе (реновации, других программах расселения) владелец комнаты в коммунальной квартире вправе рассчитывать на денежную компенсацию по тарифам, установленным местными законодательными органами. Пользователь по договору социального найма может стать собственником новой квартиры.

Что не считается намеренным ухудшением

Любые из перечисленных действий не могут быть признаны намеренным нарушением действующего законодательства, если человек уже зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Иные действия, которые не признают намеренными нарушениями:

  • несовершеннолетний ребенок регистрируется по адресу места жительства одного из родителей;
  • прописывается по стандартной процедуре близкие родственники (родители, супруги);
  • новых жильцов регистрируют временно;
  • расторгается договор аренды с последующем возвратом жилья собственнику;
  • в ходе судебного разбирательства покупка (иная сделка с оформлением нового владельца недвижимости) признана недействительной.

Также без лишних споров и неблагоприятных последствий можно отказаться от имущества, которое передается в дар. В данном случае не считается, что условия ухудшили намеренно.

Последствия намеренного ухудшения

Возможные санкции описаны в статье 53 ЖК РФ (от 29 декабря 2004, редакция от 22 января 2019). При установлении намеренных действий человек лишается прав на учет в очереди нуждающихся на пять лет. Запретительный срок считают от даты совершения выявленного нарушения.

Судебная практика

Внимательное ознакомление с перечисленными сведениями позволяет сделать правильный вывод о расплывчатости и сомнительности отдельных формулировок. В частности, вызывает сомнение требование Минобороны к обязательному отсутствию недвижимости у супруги. Тем самым, военнослужащего фактически обязывают брать в жены только лиц без постоянной регистрации, не имеющих в собственности ценного имущества, ухудшая таким образом его положение.

В тематических письмах Конституционного Суда РФ приведены комментарии о том, что является ухудшением жилищных условий. В частности, подчеркивается необходимость следующих признаков для признания нарушений намеренными:

  • умышленности;
  • искусственного характера действий.

Факторы, которые следует учитывать на основе принятых судебных решений:

  • переезд недееспособных родителей к детям (военнослужащим) не может быть нарушением вне зависимости от наличия недвижимости в собственности;
  • расторжение (заключение) брака является добровольным по действующему семейному кодексу, поэтому не может быть ограничено правами на получение льгот.

Чтобы минимизировать либо полностью исключить проблемы, следует оценивать представленные знания комплексно. До подачи заявления в муниципалитет проверяют пошагово соответствие действующим условиям постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Внимательно изучают особенности местных законодательных актов, правил для военнослужащих. Спорные вопросы решают в судебных инстанциях.

Ставьте лайки и репосты, пользуйтесь комментариями к публикации для обмена информацией. Обращайтесь к дежурному юристу для квалифицированного решения сложных задач.

Иные полезные сведения о рынке недвижимости представлены в тематических разделах сайта.

Мысли юристов вслух

О намеренном ухудшении жилищных условий военнослужащими

О намеренном ухудшении жилищных условий военнослужащими

Вопрос о намеренном ухудшении жилищных условий и последствиях этого при реализации военнослужащими и членами их семей права на получение жилья встречается довольно часто. В первую очередь это связано с тем обстоятельством, что сами военнослужащие или их супруги, будучи несовершеннолетними, участвовали в приватизации жилых помещений, в которых когда-то проживали с родителями.
[spoiler]
В данном случае факт приватизации в несовершеннолетнем возрасте доли в квартире не лишает военнослужащего или кого-либо иного повторно воспользоваться правом приватизировать, то есть безвозмездно приобрести в собственность полученное от государство жилище. Но проблема как раз в другом, наличие доли собственности у военнослужащего или членов его семьи, в том числе признанного в установленном порядке находящимся на иждивении, не позволяет самому военнослужащему быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и соответственно получить квартиру на условиях социального найма, или получить жилище, или позволяет, но в меньшем размере, чем установлено нормами.

Отказ в предоставлении военнослужащему жилого помещения от министерства обороны распространяется и на случаи, когда военнослужащий ранее получил квартиру, дом или его часть в собственность в порядке наследования, в дар, приобрел в ипотеку, купил квадратных метров за собственные средства.

Как правило, владельцы собственного жилья стремятся избавиться от имеющейся недвижимости посредством дарения или продажи. Но это расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий и , согласно пункта 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации,указанные сделки и действия учитываются за период не менее пять лет. То есть 5 лет военнослужащий не вправе требовать от государства жилого помещения, равного тому, которое им было отчуждено в пользу третьих лиц. По прошествии указанного периода семья военнослужащего вновь может претендовать на получение жилого помещения по нормам, установленным законодательством.

Иногда семьи прибегают к фиктивному разводу. Это, как правило, случается в том случае, когда у супруги военнослужащего оказывается доля собственности, полученная ей до брака. Развод и сопутствующий “раздел квартиры супруги” в этом случае на законных основаниях оставляет военнослужащего безквартирным и он вновь приобретает право на однокомнатную квартиру. Законодатели в отношении военнослужащих никак не желают видеть особенности военной службы и справедливости ради дать служивым, без прибегания к всяческим ухищрениям, положенные квадратные метры жилья.

Не смотря на очевидность положений закона, руководство жилищного департамента министерства обороны по-прежнему не желает считаться с положениями Семейного кодекса РФ в части личной собственности супругов, провоцируя тем самым судебные разбирательства и тяжбы, в которые военнослужащие в борьбе за право на жилье вынуждены втягиваться.

Не менее интересным эта проблема при предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения. Имеется не мало примеров, когда жилищные комиссии после выявления факта намеренного ухудшения жилищных условий снимают военнослужащего с очереди на получение служебного жилья. Это не совсем верно с точки зрения закона.

Вышеуказаной статьей 57 Жилищного кодекса определено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. То есть в даной статье закона речь идет о случаях рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину – военнослужащему, состоящему на военной службе по контракту, жилого помещения по договору социального найма или в собственность, но никак не служебного.

Право на служебное жилье подтверждается пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а так же пунктом 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие, поступившие на военную службу после 1.01.1998 года, и совместно проживающие с ним члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Как видно из указанных норм права, основополагающим аргументом при решении вопроса предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, служебных жилых помещений является фактическое отсутствие жилой площади у семьи военнослужащего по месту военой службы.

Ссылка на основную публикацию